Карикатурный абсурд
Давным-давно, жил был датчанин по имени N. Человек он был творческий, с богатым внутренним миром и воображением. Но существовала личностная проблема его самовыражения – он никак не мог реализовать свой созидательный потенциал. Работал он журналистом и понимал, что чего-то не хватало. Да, он писал статьи, разъезжал по Дании с попыткой понять действительность, но ничего положительного из этого не выходило. Дело дошло до того, что он пытался порой переделать свой велосипед - который он использовал не как «роскошь, а как средство передвижения» - под новый стиль. Ничего, кроме траты времени, это не приносило. Казалось, что можно было с уверенностью сказать, что произошел с этим человеком кризис личности, и он сам не знал, как из него выйти. Благо у N был и еще один талант – рисование. Он прекрасно пользовался им, когда писал статьи в местный журнал. Как правило, его рисунки служили иллюстрациями к его статьям, вследствие чего N стал очень популярным журналистом. И в самый критический момент его жизни именно этот талант его и спас.
Как-то раз, когда N прочитывал очередную книгу (он очень любил читать) и задумался, что не никогда не доставал с полки что-нибудь концептуальное, может методологичное. В конечном счете, в поисках того труда, который мог бы развеять его настроение, он наткнулся на Коран. «А что?», - подумал он, - «Вполне не плохо! Перечитаю еще разок». Тут то и случилось его мировоззренческое перерождение. Вдруг он понял, что еще никто до него не пытался нарисовать Мухаммеда. Как гром среди ясного неба N вскочил со стула и с ясным сознанием побежал к письменному столу. Он пытался представить пророка, но все его усилия оказались тщетными. Неожиданно он понял, что как бы он не пытался создать образ пророка в голове – это ни к чему не приведет. N смутился на некоторое время и задумался. Вопрос встал ребром – быть или не быть? Сможет ли он вздохнуть свободный творческий порыв ветра или все же нет? Вопрос решился позитивно! N пришел к выводу, что он может изобразить Мухаммеда в карикатурной форме, что являлось, пожалуй, самым универсальным выходом из сложившейся ситуации. Нарисовав 12 карикатур в юмористическом духе датский, журналист рванул в редакцию своего журнала с целью опубликовать его труды.
Ему представлялось, что он нашел точку опоры и мир мгновенно расцвел пышными красками, но, к сожалению, он даже не полагал, как мир его возблагодарит за это…
Спустя несколько месяцев поднимается на поверхность конфликт, о котором автор даже не помышлял. Исламский мир восстал, причем восстал не на шутку. Либеральная общественность, будто специально, стала провоцировать мусульман и уже через несколько недель карикатуры были перепечатаны в 143 странах. Конфликт мог вполне перерасти в столкновение цивилизаций, но, к счастью, этого не произошло. Как говорится, время лечит. Но что же все-таки случилось?
Георгий Мирский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН: «Конечно, без свободы слова нет вообще никакой свободы и демократии. Но есть и такое понятие, как реальность, в данном случае болезненная чувствительность мусульман в отношении всего, что задевает их идентичность, их самосознание, теснейшим образом связанное с религией. И здесь не может не быть табу - абсолютная свобода слова могла бы быть в идеальном мире, а до этого далеко. Можно, разумеется, критиковать любую религию, те или иные ее догматы, действия и высказывания духовных лиц, но есть нечто святое, чего трогать нельзя. Мусульмане это понимают: арабская пресса полна злобных нападок на Запад, а про евреев пишут такое, что волосы дыбом встанут, но невозможно представить себе в арабской газете карикатуры на Иисуса Христа или издевательства над Торой»
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета: «По-моему, этот случай - пример пресловутых двойных стандартов. В той же самой Франции существует закон, который предполагает судебное заключение за утверждение, что Холокост не имел место в том виде, в каком его преподносят сейчас. На этом фоне Европа хвастается тем, что она свободна и что у нее нет табу. Но они у нее есть, и их предостаточно. Поэтому претензии на свободу слова без всяких границ не имеют под собой почвы. Так что я думаю, реакция мусульман адекватна. Если мусульмане позволят любой газетенке вытирать ноги о свои святыни, они перестанут быть мусульманами»
Виталий Портников – публицист: «Если мы соглашаемся с тем, что публикация карикатур на пророка оскорбительна для современного общества, мы тем самым говорим, что и мусульманский мир – часть этого общества. Раздающиеся в этом мире призывы к насилию, публикация оскорбительных статей и рисунков, гласное и замаскированное одобрение терроризма – все это должно отмечаться в день выхода в свет. И от руководителей мусульманских стран необходимо будет по каждому конкретному поводу требовать таких же извинений, которые прозвучали от руководителей стран Европы после публикации карикатур. Мусульмане – взрослые люди. Не нужно относиться к ним как к избалованным детям - и уже их дети ответят нам благодарностью»
Виктор Шендерович, журналист, писатель: «Я не знаю, каким был пророк, какие у него были родственники. Если мы пойдем по тому пути, по которому идут радикальные мусульмане, мы зайдем в средние века. Я поддерживаю своих коллег. Карикатуры на политических деятелей запрещать нельзя. Другое дело, что они могут быть нарисованы с большим или меньшим талантом. Если общество нашло в себе ячейку для порнографии, наркомании, почему не найти место для карикатур»
Владимир Путин, Президент РФ: «В России проживает более 15 миллионов мусульман. И я от имени и российских мусульман, и российского руководства хочу заявить, что мы осуждаем любые провокации, которые ведут к разжиганию межрелигиозной розни, чем бы эти провокации ни прикрывались и какой бы псевдолиберальной фразеологией не обосновывались.
Вместе с тем мы призываем руководителей мусульманских организаций и руководителей мусульманских стран, которые столкнулись с насилием в последние дни в рамках так называемой карикатурной войны, как можно быстрее взять ситуацию под контроль, исключить всякое насилие, способствовать мирному диалогу между представителями различных конфессий. Только так, в ходе открытой, но цивилизованной дискуссии мы можем найти общую платформу не только для сосуществования, но и для развития»
Никулин Николай, пока никто: «Безусловно, я осуждаю поступок датского карикатуриста, поскольку у каждого человека должны стоять определенные моральные рамки, за которые он не выйдет ни при каких условиях. Либеральная общественность приводит в качестве аргумента то, что это самореализация личности. Как можно подобное запрещать? Понимаете, самореализация тоже должна иметь предел. Если, к примеру, человек начинает оскорблять доброе имя другой личности (а это, кстати, преступление) во имя самореализации своей персоны, то это недопустимо. Нельзя путать свободу со вседозволенностью. Перед тем, как ты начинаешь что-то созидать, ты первым делом должен задуматься, а не повредит ли это созидание другому человеку. Допустим, вам все равно. Тогда хотя бы не оскорбляйте, поскольку, думаю, каждый нормальный человек в подобной ситуации набьет физиономию этому созидателю.
Другой вопрос – реакция мусульман. То, что произошло, после публикации карикатур, нельзя назвать естественным. Разумеется, провокация имела место быть, но никто же не допускал того, что произойдет затем. Начавшиеся погромы разумным объяснениям просто не подлежат по одной простой причине: Зачем? Зачем громить посольства иностранных государств? Зачем жечь флаги? Зачем обвинять другие страны? Совершенно очевидно, что не Дания напечатала карикатуру, а газета в Дании. И именно газета и должна отвечать, а в свою очередь, карикатурист перед газетой. Разве будет вина моей страны, если я скажу вслух на телевидении , что нынешняя Европа деградирует в духовном плане? Или это будет позиция государства? Конечно нет. Так почему должна страдать Дания за, мягко говоря, не рациональные действия товарища-карикатуриста? Полагаю, что это абсурд»
_______________________________________________________________________________
Материалы были взяты из журнала «Собеседник», с информационного сайта политических комментариев «Политком. Ru» и с сайта www. kremlin. org
Союз Молодых Стратегов



